Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Киссер Т.С. кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН Давыдова Е.А. кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН |
Сочетание тундровых и прибрежных традиций нашло отражение в творчестве фольклорных ансамблей «Эргырон», «Йынэттэт», «Ергын «Рыркы» и многих других.
В 1968 создан первый профессиональный чукотско-эскимосский ансамбль «Эргырон» (в переводе с чукотского – рассвет). В 1974 году приобрёл статус государственного. В августе 2000 года ансамбль признан особо ценным объектом наследия Чукотского автономного округа. В ноябре 2018 года Эргырон отметил своё 50-летие, зрителям была показана новая концертная программа. В мае 2020 года ансамблю было присвоено звание «академический». Эргырон был создан в целях сохранения и преумножения вокально-хореографического наследия народов Чукотки. Ансамбль является профессиональным коллективом, носителем и хранителем национального вокального, хореографического и декоративно-прикладного искусства не только чукчей и эскимосов, но и других малочисленных народностей Крайнего Северо-востока России: коряков, чуванцев, эвенов, алеутов и эвенков. В «золотой фонд» ансамбля вошли многочисленные национальные песни, танцы и миниатюры: «Полёт чайки против ветра», «Забой оленя», «Сбор яиц на скале», а также балет «Легенда о Вороне», опера «Девушка и Смерть», мюзикл «Сказка о Добре и Зле». Всего в репертуаре ансамбля более 300 произведений вокального и хореографического искусства. Являются исполнителями и авторами саундтрека к философскому мультфильму «Кутх и мыши». На сегодняшний день Государственное учреждение Чукотского автономного округа Государственный чукотско-эскимосский ансамбль «Эргырон» является единственным на Чукотке профессиональным коллективом.
Ансамбль «Йынэттэт», что в переводе с чукотского языка на русский означает – «Северное сияние». Коллектив создан, известной на Чукотке поэтессой и собирательницей фольклора – Клавдией Геутваль, в 1968 г.
Первоначальной задачей коллектива был сбор и сохранение традиционных культурных наследий, а именно: легенд и сказок, личных песен жителей тундры, восстановление старых, давно забытых, танцев и постановка новых, выезд в оленеводческие бригады с концертными программами. На этот период приходится создание таких номеров как: песня «Олень- чужак» (автор слов, постановки танца и музыки К.И. Геутваль – 1980 год), танец «Нерпочка» (автор слов, постановки танца М.В Тынатваль, автор музыки А.А. Бабина – 1988 год). В это же время, а именно в 1988 году благодаря Клавдии Ивановне состоялось возрождение обряда «Благодарение». Впервые на суд широкой публики были представлены горловое пение, песни предков, а также описание и демонстрация самого обряда.
Участие ансамбля «Йынэттэт» в любых праздничных мероприятиях села Рыткучи, района, округа является ярким украшением и огромным вкладом в развитие национального чукотского творчества и творчества народов Крайнего Севера. Участники ансамбля «Йынэттэт» постоянно находится в творческом поиске, в развитии. Они сами пишут музыку, режиссируют сценические танцевальные композиции, исполняют горловое пение.
Ансамбль «Ергын» был создан в 1972 г. на базе «Центра Досуга и народного творчества» села Конергино Иультинского муниципального района. Слово «Ергын» в переводе с чукотского означает «Поляна». Основателем и первым руководителем фольклорного коллектива была Верегиргина Вера. Она создавала новые танцы, под ее руководством происходил сбор и обработка чукотского фольклора конергинской тундры. Звание «Народный самодеятельный коллектив» ансамбль получил в 1983 г. за высокий профессиональный уровень исполнительского мастерства, интересные, яркие хореографические постановки. С 1995 г. руководителем стала Виолетта Шитикова, которая является руководителем ансамбля по сей день. Она ведет постоянную работу по обновлению репертуара, раскрытию вокальных способностей участников, поиском интересных манер исполнения. В репертуаре ансамбля более 30 концертных номеров, это чукотские скороговорки, песни и танцы, и ритуально-обрядовый танцевальный фольклор. Наиболее яркие танцы: «Танец с ярарами», «Состязание», «Нерпочки», «Море», «Танец Ворона»](/0) (постановка В.Л. Шитиковой); «Снеговыбивалочка», «Танец Шамана» – стилизация ритуального танца (постановка А.Б. Тагрыгиргина), «Танец чаек» (автор С.А. Эйгина), «Танец весёлых девушек» (О.П. Геунтонау) и т.п. За годы творческой деятельности ансамбль «Ергын» выступал не только на сцене своего села, но объездил с концертами весь Иультинский район (села Амгуэма, Ванкарем, Нутэпэльмен, Уэлькаль, пос. Эгвекинот). В 2003 г. на районном фестивале «Таланты северной земли» ансамбль был отмечен за самобытность и сохранение преемственности, а в окружном фольклорном фестивале «Эргав» (Анадырь), того же года, они были награждены в номинации «Лучший коллектив» кубком «За сохранение и развитие национальной культуры Чукотки».
Официальной датой появления фольклорного коллектива считается 1976 год, когда К.Н. Зорина стала художественным руководителем ансамбля. В этом же году коллектив был удостоен звания «народный». В основе творчества самодеятельного коллектива лежит чукотский фольклор (личные, родовые песни, танцы) и работы современных авторов, отражающие быт, труд населения, анималистические образы моря и тундры. Сейчас в репертуаре ансамбля много песен, обрядовых и шуточных танцев, скороговорок, сценок – всего более 40 номеров.
Коренные жители Чукотки – известные мастера в области косторезного искусства. Известна на весь мир Уэленская косторезная мастерская. В косторезной мастерской Уэлена и в ее филиалах в соседних поселках на протяжении многих лет работал большой творческий коллектив, который воплощал в художественных изделиях ключевые черты традиционного искусства чукчей и эскимосов. В этот коллектив входили десятки местных народных художников (Бронштейн 2016: 132). В 2010 г. большую часть резчиков и граверов Уэленской косторезной мастерской перевели на новую форму организации художественной деятельности – индивидуальное предпринимательство. На данный момент в штате вновь созданного Центра развития народных промыслов «Уэленская косторезная мастерская» осталось только пять мастеров (Уэленская косторезная 2019). Перевод мастерской на рыночные рельсы осуществлялся с вполне рациональной целью: «Возможность самостоятельно планировать рабочее время имеет большое значение для народных художников, особенно в весенне-летний период, когда мужчинам необходимо ежедневно выходить в море на охоту, а женщинам собирать в тундре травы и коренья на зиму» (Народные художественные 2019). По факту, в настоящее время в с. Уэлен зарегистрировано шесть мастеров – индивидуальных предпринимателей, в Лаврентия – пять, ни в Нешкане, ни в Инчоуне официально предпринимательством в сфере ДПИ не занимаются. При этом в Базе данных мастеров Чукотского автономного округа за 2013 год числится 87 мастеров ДПИ в Чукотском районе (База данных 2013). Всего на Чукотке, по данным Департамента образования, культуры и спорта ЧАО насчитывается около 300 мастеров народных художественных промыслов (точная статистика велась до 2013 г.). Мастера не стремятся регистрировать ИП в силу нескольких причин и, в первую очередь, из-за сложности с самой регистрацией.
У мастеров существуют проблемы с приобретением сырья. Несколько лет назад стоимость моржового клыка поднялась до 17 тыс. руб. за 1 кг, что отразилось на цене готовых изделий. В настоящее время цены на данное сырье стабилизировались (цена за кг в 2018 г. варьировалась в пределах 6 тыс. руб.). В дефиците местное кожевенно-меховое сырье с качественной выделкой.
Специалисты обозначили и еще одну проблему, связанную с качеством современных художественных изделий. С одной стороны, значительно расширилась география чукотских мастеров – они работают в Анадыре, Провидения, Эгвекиноте, Билибино, в национальных селах. С другой, многие художники, резчики и граверы, перейдя на коммерческие рельсы, снизили качество своих изделий (Бронштейн 2016: 135).
В последние годы в г. Анадыре регулярно проводятся выставки-ярмарки мастеров. Авторы сотрудничают с сувенир-холлом «Эскимосский мяч» Музейного центра «Наследие Чукотки», с сувенирной лавкой торгового центра «Новомариинский», с художественной галереей «Кайныран», в которых демонстрируются и реализуются их работы (Коломиец 2019: 65, 66).
Источники:
Бронштейн М.М., Широков Ю.А. Чукотская и эскимосская резная кость: Художественные изделия I-XX века из коллекций Музея Востока. М., 2008.
Коломиец О.П. Чукотский бизнес: современные формы предпринимательства // Вестник антропологии. 2019. No 2 (46). С. 55–71.