Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Киссер Т.С. кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН Давыдова Е.А. кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН |
Чукчи. Образ жизни и система жизнеобеспечения
Кочевое крупностадное оленеводство является доминантой жизни тундровых кочевников. Продукты оленеводства давали людям все необходимое для жизни: пищу, одежду, обувь, жилище, средства передвижения. Вплоть до начала XX в., а в некоторых районах до середины столетия, хозяйства оленных чукчей обеспечивали себя во многом самостоятельно. Часть продукции оленеводства выменивалось у морских зверобоев на жир, мясо и шкуры морских животных. Так называемые «русские» или «американские» товары, приобретаемые оленеводами, включали табак, чай, иногда сахар и муку, водку, оружие, посуду, иглы и пр.
На сохранение и преумножение стад была направлена значительная часть деятельности чукчей на протяжении всего года. Оленеводы кочевали со своим стадом в поисках хороших пастбищ. В летнее время олени находились либо на побережье океана, либо в горах. В этих местах прохладнее, сильнее ветра, а значит, меньше гнуса, изматывающего животных. При этом в летний период семья традиционно разделялась на две части. Молодые пастухи уходили на «летовку» со стадом, а женщины, старики и дети организовывали летнюю стоянку с ярангами, где занимались обработкой шкур, пошивом одежды, обуви, покрышек для яранг, пологов, сбором растений и заготовкой их на зиму, починкой старых и изготовлением новых нарт, рыболовством. Осенью семья воссоединялась и начинала кочевку вглубь материка на зимние пастбища. Люди искали безветренные места с хорошей кормовой базой для оленей. Весной снова начинали кочевку к летней стоянке. В это время проходил отел, в ходе которого стадо делилось на две части: важенки с телятами отделялись от самцов и ездовых оленей. Пастухи искали малоснежные пастбища, защищенные от северных ветров, чтобы важенки во время отела были спокойны, легко добывали корм и оберегали телят. Следует упомянуть, что чукчи не знали пастушескую собаку в досоветское время, поэтому важным качеством пастуха была и до сих пор остается способность много и быстро ходить пешком (История и культура чукчей 1987: 55-62).
Чукотке с ее горными и приморскими тундрами традиционно присущ пеший и упряжный выпас стад, дополненный в ХХ в. вездеходным транспортом. Здесь сочетаются горизонтальные (тундра–море) и вертикальные (горы–долины) миграции: летом обдуваемые ветрами приморские и горные тундры спасают от гнуса и оводов, зимой низины и долины с их древостоем обеспечивают топливом и укрытием от холодных ветров. Формируются и внутритундровые круговые маршруты, удобные сетью внутренних коммуникаций (с учетом автотрасс) и облегченным контролем движения стада, внешних вторжений и сохранности имущества. Этот круговой дизайн сложился на опыте богатых оленеводов
чаучу
, которые не спешили к лету на приморские пастбища, избегая наплыва мелких оленеводов, смешения стад и контактов с администрацией (классический сюжет «Алитет уходит в горы»). Годичный цикл миграций многих бригад кругообразен, и пастбища Чукотки разделены на бригадные «круги кочевий». Площадь такого круга может составлять (например, в Чаун-Чукотке) около 5–6 тыс. км2 с радиусом 40–60 км; оленевод пешком или на упряжке способен пересечь его в любом направлении за сутки или двое (чукчи считают дневной ход в 40 км обычным для мужчины); таким образом, весь круг в течение года находится под контролем оленевода. Круговое кочевье дает возможность летнего вольного отпуска оленей с эпизодическим дозором и последующим осенним сбором стада (Головнёв 2016: 133).
В последние годы на Чукотке происходит одичание оленей и собак. Запустение пастбищ вызвало быстрый рост поголовья диких оленей, которые уводят за собой «куски» стад или целые стада, а от их скрещивания появляется полудомашне-полудикая «порода» (олени чукотской породы харгин вообще легко возвращаются в дикое состояние) (Головнёв и др. 2018: 32, 33).
Жизнь приморских чукчей была ориентирована на морской зверобойный промысел. Объектами охоты были моржи, белухи, нерпы, лахтаки, киты, а также белые медведи. Продукция морского зверобойного промысла давала людям не только еду, но и одежду, обувь, орудия охоты, труда и быта, байдары, жилище, отопление. Охотой, как правило, занимались мужчины. Промысел тюленей был часто индивидуальным и велся круглый год. Особенно ценилась прочная шкура лахтака, из которой изготавливали ремни и подошвы для обуви. Добыча китов и моржей была сезонной: с весны до осени эти мигрирующие животные появлялись неподалеку от мест проживания людей. На них охотились коллективно с байдары с помощью гарпунов и копей. Кроме того, в конце лета добывали моржей на лежбищах, на которых они собираются в это время года. Неповоротливых животных закалывали копьями прямо на суше. Массовый забой моржей на лежбищах, а также добыча китов в летне-осенний период обеспечивали людей пропитанием на всю зиму. С появлением русских и американских китобоев на Чукотке постепенно изменились технологии морского зверобойного промысла. Во-первых, местные охотники начали использовать огнестрельное оружие, которое распространилось повсеместно к началу XX в. Во-вторых, традиционную байдару заменили вельботы, а позже моторные лодки (Вдовин 1965: 172-182).
Все чукчи занимались рыболовством, однако значение данной хозяйственной деятельности было не одинаковым для разный локальный групп. Для одних рыболовство было сопутствующим: люди ловили рыбу от случая к случаю, не делая больших запасов впрок; для других – основой пропитания. Так, для жителей побережья Берингова моря, Анадырского залива, рек Канчалан, великая и Анадырь рыболовство имело большое значение (Вдовин 1965: 182-185).
Сегодня многие коренные жители Чукотки, в том числе чукчи, не ведут традиционный образ жизни, а проживают в городах и селах, работая в сферах образования, управления, торговли и проч. Тем не менее многие из них сохраняют связь с традиционной средой благодаря многим повседневным практикам, включая походы в тундру за ягодами, грибами, травами или просто для отдыха, например, чаепития; рыбалку; посещение друзей и родственников оленеводов в бригадах; приготовление традиционных блюд по рецептам своих мам и бабушек; участие в национальных праздниках (эракор, день коренных народов); занятия творчеством, таким как традиционные танцы, пение, декоративно-прикладное искусство.
Источники:
Вдовин И.С. Очерки истории и этнографии чукчей. М-Л.: «Наука», 1965.
Головнёв А.В. Кочевники Арктики: стратегии мобильности // Археология, этнография и антропология Евразии. 2016. Т. 44. No 4. С. 131–140.
Головнев А.В., Куканов Д.А., Перевалова Е.В. Арктика: Атлас кочевых технологий. СПб.: МАЭ РАН, 2018.
История и культура чукчей: Историко-Этнографические очерки. Л.: Изд-во «Наука» Ленинградское отделение, 1987.