Вернуться
  Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Киссер Т.С. кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН
Давыдова Е.А. кандидат исторических наук, научный сотрудник
Центра арктических исследований МАЭ РАН

Чукчи. Семья, воспитание и образование

 

Основной единицей социальной организации чукчей была семейная группа, состоящая из одной или нескольких малых семей. Она представляла собой локальный коллектив, ведущий совместную хозяйственную деятельность. У оленеводов это было стойбище из нескольких яранг, кочующее со своими оленями, у приморских чукчей – поселение. В этот коллектив входили люди, объединенные родством, свойством или соседской близостью. При этом его состав отличался текучестью и высокой степенью нестабильности. Наиболее крепкие социальные связи, отличавшиеся относительной устойчивостью, существовали с достаточно небольшим числом лиц, к которым относились ближайшие родственники индивида: супруги, родители, дети, сиблинги, но и они могли быть разорваны: на протяжении жизни люди не раз могли переходить из одного стойбища/поселения в другое. Семья, проживающая в одной яранге и состоящая, как правило, из супругов и их детей, была наиболее стабильным объединением.

 
Чукотский ребенок. Фото Т.С. Киссер, 2015.
 

У чукчей родственники являлись большой ценностью. Данное представление выражалась в утверждении, что «одинокий человек (не имеющий родственников – прим. авт.) всегда бывает унылым» (Богораз 1934: 94). Чем больше у человека было родственников, тем более уверенным и защищенным он себя чувствовал. Как размышлял один из героев романа Ю. Рытхэу «Сон в начале тумана», «быть родственником хорошему человеку стоит не меньше, чем унаследовать богатство» (Рытхэу 1976: 317). Расширить круг родственных связей можно было с помощью обычая «товарищества по жене», в соответствии с которым каждый женатый мужчина мог предоставить право другому, как правило, также женатому, мужчине вступить в сексуальные отношения с его женой. Приглашение редко встречало отказ, но если это происходило, то он воспринимался как серьезное оскорбление. Но чаще, приняв в дар «чужую» женщину, мужчина спустя какое-то время должен был произвести аналогичные ответные действия и поделиться с теперь уже «другом», или «товарищем», своей женой. В результате между мужчинами устанавливались довольно близкие отношения, которые можно сравнить с родственными. У самих чукчей они получили особое название – н'эв-тумгын – что переводится с чукотского языка как «товарищество по жене»: н'эвъэн – жена/женщина; томгыльатгыргын - товарищество, дружба; тумгытум (мн. тумгыт ) – товарищ (Молл, Инэнликэй 2005: 103, 143, 144).

В семьях существовало гендерное разделение обязанностей. Мужчины занимались выпасом оленей или охотой, женщины готовили, собирали травы и ягоды, выделывали шкуры, шили, убирались в яранге. Тем не менее, при нехватке пастухов, женщины помогали мужчинам, а последние в свою очередь могли принимать участие в «женских» делах, если возникала такая необходимость. Старики у чукчей пользовались большим уважением. Их авторитет базировался на жизненном опыте и знаниях. Достопочтенные старики предпочитали уходить из жизни с помощью ритуала «добровольной смерти», согласно которому страдавшие о болезни и немощи люди обращались к своим ближайшим родственникам с просьбой помочь им умереть. В таком случае проводился обряд, в ходе которого фактически осуществлялось убийство старика его родными с помощью удушения, закалывания копьем или выстрелом из ружья старика (Богораз 1934: 109). В работах целого ряда исследователей было показано, что данный обычай был не столько связан со стремлением облегчить участь больных и пожилых людей, сколько с традиционным мировоззрением чукчей (Batianova 2000: 150-163; Vaté 2003: 55-61; Willerslev 2009: 693-704).

 
Чукотские дети. Фото Т.С. Киссер, 2015.
 

Еще В.Г. Богораз отмечал, что маленькие дети являются предметом заботы и нежности у чукчей (Богораз 1934: 101). Современные чукчи сами называют «любовь к детям» характерной чертой своего народа. По их представлениям в лице новорожденного возвращался кто-то из умерших предков, этим объяснялось порой нежелательность применения наказаний к детям и определенное уважение к ним как личностям. До 6-7 лет они не участвовали в хозяйственной жизни семьи, но с рождения наблюдали за деятельностью взрослых и воспроизводили ее в своих играх (Чесноков 2000: 173-184). Дети выполняли доступные им поручения в работах по дому (сбор хвороста, трав, ношение воды, ремонт нарт, шитье и проч.), но, в общем, сохраняли свободу действий. У оленеводов подростки 9-10 лет активно приобщались к хозяйственной жизни, именно в этом возрасте они начинали ходить в стадо. Беззаботное детство приморских чукчей было длиннее: юноши выходили на серьезную охоту в 16-17 лет (Богораз 1934: 103).

 

Источники:

Богораз В.Г. Луораветланский (чукотский) язык // Языки и письменность народов Севера: Языки и письменность палеоазиатских народов. Ч. III. М-Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1934. С. 5-46.
Богораз В.Г. Чукчи. Авторизованный пер. с английского: В 2 ч. Л.: Изд-во ин-та народов севера ЦИК СССР, 1934. 1 ч.
Молл Т.А. Инэнликэй П.И. Чукотско-русский словарь: Пособие для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. 2-е изд., испр. и доп. Спб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2005.
Рытхэу Ю. Сон в начале тумана. Л.: «Художественная литература» Ленинградское отделение, 1976.